Юхнов Юхнов .
 Главная     ·     Новости     ·     История     ·     Город сегодня     ·     Краеведенье 
       Справки     ·     Форум     ·     Объявления     ·     Статьи     ·     Фотографии 







Содержание

Салон "СЮРПРИЗ" г. Юхнов
Уже более трёх лет салон "СЮРПРИЗ" оформляет свадьбы, праздники, корпоративы, дни рождения и т.д.

"Belli Capelli" в Юхнове
По материалам статьи "The New York Times" - For Russia’s Poor, Blond Hair Is Snippet of Gold.

Казанский собор в г. Юхнове
Склонив голову, пред нарождающимся духом безверия...

Усадьба в селе Павлищев Бор
Дворцовая постройка, одна из самых роскошных на Калужской земле

Храм Успения в с. Велино
…построен в 1773 г., кирпичный, трапезного типа, с двухъярусной колокольней.

Суковский плацдарм
Из воспоминаний бывших жителей деревень Суковка, Шуклеево и Ступино...

Районные будни
Репортаж о Юхновском районе Калужской областной газеты "Весть"

Яншин Михаил Михайлович
Трагический комик, лирический простак. История жизни

Капырин Иван Алексеевич
Запомнилось освобождение города Юхнова в Калужской области...

Необитаемый остров
Репортаж Калужской областной газеты "Знамя". Экопоселение "Милое"

Яншин Михаил Михайлович

Я мечтал быть трагическим актером
Я мечтал быть трагическим актером...

Михаил Яншин чрезвычайно ответственно относился ко всякой, даже самой маленькой роли. Он много работал на озвучивании художественных и мультипликационных фильмов. Однажды, когда ему пришлось озвучивать роль огурца в мультфильме, он долго выяснял у создателей мультфильма судьбу и характер этого огурца. В ответ на изумленные вопросы, дескать, зачем это нужно, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное - когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает его в банку. При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ огурчика. И впредь, когда заведомо было известно, что озвучивать мультипликационного героя будет Яншин, художники невольно придавали этому герою черты артиста.

Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. "Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник, - пишет в своих воспоминаниях Михаил Яншин. - Он исполнял популярную песню "По улице мостовой шла девица за водой". И под этот самый мотив я появился на свет. Вокруг роженицы было суматошно, волнительно, и вместо того, чтобы остановить будильник, бабка сунула его под подушку, и он продолжал там играть уже вместе с моим первым криком.

Через шестьдесят с лишком лет я эту песню "По улице мостовой..." напевал на спектакле "Нахлебник", играя роль Кузовкина. Вот видите, какая образовывается дуга от рождения до одной из последних моих ролей в театре.

Родился я в Юхнове Смоленской губернии, но вырос, воспитывался и постоянно жил в Москве... Отец - Михаил Филиппович - был бухгалтер... Я всегда с гордостью вспоминаю свою мать - Александру Павловну, которая воспитала меня и сестру Евдокию. Родители, ни в коей мере не принадлежавшие к миру искусства, трепетно относились к музыке, театру, знали многих певцов и актеров. У них были постоянные абонементы в Художественный театр, в Оперный театр Зимина, где часто пел Федор Иванович Шаляпин. На некоторые спектакли родители брали меня с собой, и это всегда носило торжественный характер. В детстве, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на меня Иван Михайлович Москвин в роли царя Федора. Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный...

Когда я учился в школе, меня тянуло к театру, я участвовал в струнном оркестре и в драмкружке. Но будучи сравнительно небольшого роста, круглолицый и курносенький, я получал исключительно женские роли. Самые значительные среди них - Агафья Тихоновна в гоголевской "Женитьбе" и Мария Антоновна в "Ревизоре". Способностей актерских во мне никто не находил.

Из школы я перешел в среднее техническое училище в Благовещенском переулке, а в 1919 году был уже студентом первого курса бывшего Императорского Высшего Технического училища (теперь - МВТУ имени Баумана). Готовился стать инженером, специалистом по двигателям внутреннего сгорания".

Но когда в 1917 году произошла революция, Яншин с первого же курса института ушел добровольцем в Красную Армию, в которой прослужил два года. Был рядовым, участвовал в подавлении антоновского восстания, был ранен. В армии он пристрастился к клубной работе, занимался чем угодно, но как актер на сцене не выступал. Армейской самодеятельностью тогда руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов.

В самодеятельности Яншин писал афиши, рисовал декорации, стоял "на занавесе". "Должен сознаться, - вспоминает Михаил Михайлович, - что и "на занавесе" я не отличался способностями. Помню, шел спектакль "Революционная свадьба" С. Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль - французского патриота, которого приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте. Стоя "на занавесе", я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про свои обязанности. Приговор подписан - акт кончился, занавеса нет. Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры - занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный... Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал "Занавес давай!" Только тут я очнулся и закрыл занавес.

Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов... В нашем спектакле он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен".

Демобилизовался Яншин в 1921 году. В то время был у него товарищ - Владимир Баталов - младший брат известного актера Николая Баталова. Баталов был помощником режиссера во Второй студии МХАТа и одновременно выступал в ней как актер. Михаил Яншин однажды признался другу, что хочет тоже стать студийцем-актером. На это Баталов расхохотался "Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером"

Эти слова Михаила очень огорчили. Но все же Яншин набрался смелости и в 1922 году, 19 лет от роду, пошел сдавать экзамен во Вторую студию. "Я мечтал быть трагическим актером, играть роли героического репертуара и соответственно выбрал для чтения на экзамене сильно драматическое стихотворение под названием "Человек", - вспоминает Михаил Михайлович. - Первые строки были такие

"Пусть перл созданья ты,
Могучий рыцарь творенья,
Кто дал тебе
Венец твой золотой.."

В кино Яншин стал сниматься с 1928 года
В кино Яншин стал сниматься
с 1928 года

Читал я самозабвенно, с пафосом необыкновенным... Комиссию возглавлял Василий Васильевич Лужский... Во время моего чтения среди экзаменаторов происходило, как мне казалось, что-то странное. Все негромко, но явно хихикали, особенно сам Лужский. Когда я кончил стихотворение, смешливый от природы Василий Васильевич снял пенсне, вытер платком глаза и весело сказал "Ох, голубчик, прочтите басню".

Я был в отчаянии. Как Трагическое стихотворение, на которое я возлагал столько надежд, и вдруг все смеются!.. Каково же было мое изумление на другой день, когда я увидел в списке принятых свою фамилию".

В 1924 году, после окончания учебы в студии, Михаил Яншин, вместе с другими однокурсниками - Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым, Н.М. Горчаковым... - поступил в труппу МХАТа, в котором он проработал всю свою жизнь.

Дебютировал на сцене МХАТа Яншин в ролях Выборного - "Царь Федор Иоаннович, А.К. Толстого и Петрушки - "Горе от ума". Но наибольший успех принесла молодому Яншину роль Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" по М. Булгакову.

С Булгаковым Яншин был в дружеских отношениях. Об этом он вспоминает "С роли Лариосика началась моя дружба с Булгаковым; я был среди тех, к кому Михаил Афанасьевич относился с большой теплотой и с доверием... Отчетливо вижу Михаила Афанасьевича в день моей свадьбы. Мы с Вероникой Полонской венчались в церкви. Народу было очень много. Мне тогда было 24 года. Естественно, что я очень волновался. Стоя перед священником, я оглянулся по сторонам и увидел среди моря голов взволнованное лицо Булгакова... Он пытался подглядеть, кто из нас первый станет на ковер - тот будет под каблуком держать другого, возьмет верх в совместной жизни...

Дружба моя с Булгаковым прервалась по причине, для меня крайне драматичной. В пьесе "Мольер" ("Кабала святош") я репетировал замечательную роль Бутона - слуги Мольера. Не буду говорить о всех трудностях, неполадках, которые сопровождали эту длительную работу над спектаклем, о мучительных порой репетициях самого Станиславского. Спектакль, как известно, прошел всего несколько раз и был снят. В связи с этим снятием ко мне приехал корреспондент и взял интервью. Я сказал, что в неудаче спектакля можно обвинять режиссуру, исполнителей отдельных ролей (в частности, я считал, что Мольера должен был играть такой актер, как Певцов), но только не автора. Точно не помню, что я тогда говорил, но знаю - Булгакова старался защитить.

Каков же был мой ужас, когда я прочел в статье, что всю вину за искажение исторической правды в спектакле я взваливаю на Булгакова! Для меня, конечно, это была трагедия. Я понимал, что Михаил Афанасьевич, в последнее время дошедший до очень большой нервозности, стал подозрителен даже к хорошо знакомым, к друзьям. Я понимал, что был из тех людей в театре, которым он доверял. И вдруг такая статья!

До сих пор не могу вспомнить об этой истории равнодушно. Она камнем лежит у меня на сердце, как будто случилась вчера. Отношения мои с Михаилом Афанасьевичем оборвались. Мы встречались с ним еще несколько раз, но я был для него, вероятно, таким же посторонним человеком, как многие другие".

В кино Яншин стал сниматься с 1928 года, его кино-дебютом стал фильм "Каторга" (1928), где он сыграл роль телеграфиста. Затем последовали фильмы "Простые сердца" (1929) - Петр, "Комета" (1929) - Савва Севрюжин.

С 1953 по 1963 год Яншин возглавлял московский театр имени К.С. Станиславского
С 1953 по 1963 год Яншин возглавлял
московский театр имени
К.С. Станиславского

Яншин за свою жизнь снялся во множестве фильмов, в основном во второстепенных ролях, наиболее заметные из которых "Поручик Киже" (1934) - Павел I, "Глинка" (1946) - Вяземский, "Ревизор" (1952) - Земляника, "Шведская спичка" (1954) - Евграф Кузьмич. Также Яншин озвучил огромное количество мультипликационных фильмов.

В 1934 году был создан Театр лесной промышленности, который так и назывался Московский театр лесной промышленности под руководством М.М. Яншина. Работал в нем Михаил Михайлович пять-шесть лет. Театр этот состоял из 35-40 человек. Хотя он и назывался московским театром - в столице шла только подготовка спектаклей и концертов. Основную же часть времени театр проводил в отдаленных районах страны, на лесозаготовках, деревообделочных фабриках, у сплавщиков Карелии, Белоруссии, Архангельской области и т. д.

Одновременно с работой во МХАТе Яншин согласился быть художественным руководителем цыганского театра "Ромэн" (1937-1941), где он как режиссер поставил спектакли "Кровавая свадьба", "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре" Ром-Лебедева и другие.

Яншин всегда очень любил поесть. Иногда бывало, что запасы в доме Яншина заканчивались. И тогда для Михаила Михайловича наступала настоящая трагедия. Евгений Весник вспоминает "Михаил Михайлович очень поздно пришел домой. Раздеваясь в передней, спросил у открывшей ему домработницы Нюши
- Есть что-нибудь поесть
Услышав, что ничего нет, уткнувшись в висевшее на вешалке пальто, заплакал, как обиженный, обделенный конфеткой мальчик.

Однажды он сказал:
- Я не понимаю четырех вещей

   1. Зачем нужно было делать революцию.
   2. Как на радио вырезают буковку из слова.
   3. Как по воздуху летают цветы.
   4. Зачем Бог придумал гомосексуалистов.

- А что для вас самое непонятное, Михаил Михайлович
- Первое, зачем было делать революцию.

С 1953 по 1963 год Яншин возглавлял московский театр имени К.С. Станиславского, в котором поставил спектакли "Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красавицы" Симука (1952), "Наследник Рабурдена" Золя (1952), "Дни Турбиных" Булгакова (1954), "Чайка" (1954), "Такая любовь" Когоута (1959), "Первый день свободы" Кручковского (1961) и другие. Яншин привлек к работе с театром молодых тогда драматургов Э. Брагинского и Ю. Принцева.

В 1955 году Михаилу Михайловичу Яншину было присвоено звание Народного артиста СССР.

На сцене МХАТа наиболее значительные роли Яншина - это Сэр Питер в "Школе злословия" Р. Шеридана, Козовкин в "Нахлебнике" И. Тургенева, Франтишек Абель в "Соло для часов с боем" О. Заградника.

7 ноября 1975 года Яншин получил Государственную премию за исполнение ролей Мамаева и Франтишека Абеля в спектакле "Соло для часов с боем".

19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в роли Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел и 16 июля 1976 года в Москве скончался.

Источник: www.peoples.ru
Прямая ссылка

Комментарии к статье


Добавьте свой комментарий

номер
   

Комментарии не должны содержать:

Разжигание межнациональной, межрасовой, межфорумской вражды, а так же уничижительное высказывание о других национальностях.

Переход на личности, неуважительное отношение, оскорбления в чужой адрес.

Размещение рекламы, а также информации, содержание которой сводится к пропаганде насилия.

Времена года

RSS импорт: www.rss-script.ru


Курс Центрального банка РФ

00:0000:00
$  Доллар США0.000.00
  Евро              0.000.00

    Неофициальный сайт города Юхнова
    www.yukhnov.xost.ru
  Aloyn Design 2010