Юхнов Юхнов .
 Главная     ·     Новости     ·     История     ·     Город сегодня     ·     Краеведенье 
       Справки     ·     Форум     ·     Объявления     ·     Статьи     ·     Фотографии 







Прогулка по старому городу
 Содержание

 ✓ Первые поселенцы

 ✓ XIII, XIV, XV века

 ✓ XVI, XVII, XVIII века

 ✓ Отечественная война 1812 года

 ✓ Девятнадцатый век

 ✓ Революции в России

 ✓ Первая половина XX века

 ✓ Великая Отечественная война

 ✓ Вторая половина XX века

 И пришли славяне...
Славяне
Киевская Русь прокладывала новые пути
в далёкие земли (в основном, конечно же,
водные пути по рекам), основывалана тех
путях новые городки-крепости.

Прошли многие столетия, в течение которых на территории нынешней Калужской области жили лишь разрозненные племена финно-угорской группы и литовская народность голядь. Первое письменное упоминание о славянах относится к IV веку нашей эры (373г.). Иордан (Jordanes или Jordanis, готский историк VI века) говорит, что они с венедами и антами были одного племени. В середине шестого века нашей эры славяне напором авар (обров) были оттеснены от границ Византийской империи. Началось движение славянских племён с запада на восток - к редконаселённым землям в верховьях Днепра, на Оку и Волгу. Эта миграция растянулась на несколько столетий.

Славяне не сразу заселили Восточно-Европейскую равнину. Вероятно, можно выделить две волны переселения славян на новые территории. С этих времён на восток шёл народ‚ уже достаточно закалённый в военном деле, достигший больших успехов в ведении хозяйства и в земледелии, чем туземное население этих мест. Шёл народ, нёсший в одной руке крест и свет веры Христовой, а в другой - меч и рабство. Однако первая волна переселенцев-славян была ещё языческой. Вероятно, в VIII в начале IХ века первые племена вятичеи поселились на верхней Оке, а кривичи на верхнем Днепре, в районе нынешнего Смоленска. Первые племена славян частично оттеснили аборигенов в глубь лесов, частично ассимилировали их. Восточно-Европейская равнина уже тогда была источником рабов. Захваченные здесь рабы обогащали вначале хазар с печенегами затем славянских князей с половцами, а затем монголо-татар с отечественными помещиками-рабовладельцами. И такое положение вещей просуществовало вплоть до XVIII-XIX вв., тогда как на территории Западной Европы сразу после принятия христианства рабство исчезло, а продавать крепостных крестьян можно было только вместе с земельным участком. Такое положение вещей не могло не сказаться на дальнейшей судьбе проживавших здесь народов.

Вторая волна переселения славян началась уже после того, как образовалось средневековое государство Киевская Русь. В XI - XII веках Смоленское княжество завоёвывает часть земель по рекам Протва, Угра, Москва и Лужа. Ключевский пишет: "Общий факт тот, что с половины XII столетия начался или, точнее, усилился отлив населения из центральной днепровской Руси к двум противоположным окраинам Русской земли, и этим отливом обозначилось начало нового второго периода нашей истории, подобно тому, как предыдущий период начался приливом славян в Приднепровье...". Князья дома Рюриковичей устраивали военные походы вглубь Восточно-Европейской равнины. Покоряли уже переселившиеся сюда племена славян и коренных жителей, облагая их данью и присоединяя к своему государству. Строили первые городки-форпосты, заселяя их новыми переселенцами.

Первые военные походы Святослава Игоревича в 968 году и его сына Владимира Святославича в 981 - 982 годах на вятичей вызвали частичное переселение последних на нижнюю Оку и на Протву. Здесь вятичи тоже встретились с голядью. Из летописей известно, что в 1060 году киевский князь Изяслав Ярославич (внук князя Владимира) ходил на реку Протва "воевать голядь". В 1147 году такой же поход совершил новгород-северский князь Святослав Ольгович в союзе с Юрием Долгоруким. В этом походе погиб сын Юрия Иван. В работе "Голядь и славяне на Протве" В.С. Нестерова читаем: "...летопись свидетельствует, что Святослав Ольгович "воевал голядь, взял, полон мног, и тем обогатил свою дружину". Последнюю часть этой фразы надо понимать в самом прямом смысле: захваченные пленники были направлены на рынки, торговавшие рабами, например в Константинополь, где "Русь челядь продавала", там их как скот продали, а выручка досталась дружинникам Святослава Ольговича. В той же работе далее читаем: "За время, истекшее с начала переселения вятичей на Протву, до похода Святослава Ольговича на Протву прошло около 200 лет. Сменилось от 8 до 10 поколений, в течение которых шёл процесс ассимиляции голяди славянством. Кого же громили на Протве, хватали в плен и продавали в рабство? Не голядь, а славян, метизированных голядью. После похода Святослава на Протву в русской летописи нет ни одного упоминания о голяди".

В том же году, соединившись, смоленский, киевский и новгородский князья - мономаховичи нанесли своим соседям ответный удар и не только вернули многие захваченные земли, но и пограбили Новгород-Северское и Черниговское княжества, побили ростовцев Юрия Долгорукого, дошли до Волги и увели огромный плен. Таким образом, сразу же после пиров Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича в Москве в 1147 году произошли и пиры их противников - союзных князей, но уже в Смоленске.

Владимир Мономах в своём "Поучении" оставил такие немногочисленные, но весомые слова: "Сначала я к Ростову ходил, через землю вятичей послал туда меня отец... А в Вятическую землю ходили две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну ходил первую зиму..". Известно, что Владимир Мономах был большим любителем охоты. Вот как сжато, но содержательно он делится в "Поучении" о своих приключениях на охоте: "Тура мя две метала на розех и с конем, олень мя один бол, а два лоси, один ногами топтал, а другий рогома бол: … лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже". На реке Истьма, притоке Протвы, существовало село, называемое Маломахово.

Киевская Русь прокладывала новые пути в далёкие земли (в основном, конечно же, то были водные пути по рекам), основывала на тех путях новые городки-крепости. Надо иметь в виду, что в то время реки были гораздо полноводнее, чем сейчас, и большинство из них были вполне проходимы для судов тех времён. Некоторые из этих городков были основаны на местах, где издревле селились люди. На территории Калужской области в те далёкие времена славянами были основаны следующие древние города: Калуга (1371г), Козельск (1146г.), Боровск (1358г.), Медынь (1386г), Таруса (1246г.), Перемышль (1152г.), Мещовск (1243г.), Мосальск (1231г.), Ярославец (Лужа 1389г.), Серпейск, Лихоин, Опаков, Дмитровец (конец XIV в), Воротынск (1155г.), Корьдно, Облов (ранее 1159г.), Серенск (123 Iг.). Любутск (1373г.), Оболенск (I368г.), Вышегород, Новый городок, Брын, Кременец (1481г.), Залидов, Радом, Людимсск и другие. В письменных источниках XII-XIII вв. упоминаются уже как существующие города Таруса, Мосальск, Облов, Козельск. Некоторые из этих городков дошли до наших времён и превратились в современные города, некоторые стали сёлами, какие-то вовсе исчезли.

Илья Муромец
Когда богатырь Илья Муромец, рассказы-
вает былина, расспрашивал сибирского
царя о прямой дороге в Киев, сибирский
царь поведал ему: "Прямая у нас дорога
до Киеву на леса на Брынские"

Считается, что названия некоторых городов происходят от литовских слов. Так, например, город Медынь, ранее называемый Медынск, Мядынь, происходит от одноименного названия реки, на которой стоит; название же последней происходит от литовского medis, medinis "дерево", "лес", "лесной". Это значит, что Медынь - лесная река, протекающая по лесу, роще. Существует и другая версия, по ней происхождение названия реки и города связывают со словом мёд. Бортничеством, т.е. получением мёда от диких, а впоследствии от одомашненных пчёл местное население занималось издревле. Название реки Угра происходит, возможно, от литовского слова ungur "луговая". В студенческие годы, мне довелось проплыть по Угре от города Юхнов до посёлка Товарково и лично убедиться, что на этом участке, река протекает вдоль лугов. Есть сведенья, что название реки Протва переводится с древне-финского языка как "рыбная река".

У краеведа В.А. Пухова, в его работе "Развязка Ратьковского волока", читаем: "Учёные полагают, что в древности прямой путь из Черниговского княжества в Ростово-Муромский край проходил через Калужскую область". Историк С.М. Соловьёв писал: "Движение с юга шло вверх по Десне и её притокам... Переходило в область Оки, и этому переходу из одной речной системы в другую благоприятствовала близость источников обеих рек". Исследование старых карт, водных путей и местного историко-краеведческого материала позволило предположить, что одним из таких мест перехода из Десны в Оку мог служить Ратьковский волок в районе реки Волоки и Рессы. Ратьковским этот волок назовём но древнему селу Ратьково. Из реки Болвы в реку Неруч по речушке Волоке, на которой стояло и село с таким же названием - Волоко. А дальше волок по суше в Ратьковский ручей, который и выводил в реку Рессу, та - в Угру (приток Оки). Само название древнего села говорит о том, что произошло оно от "рати кованной", т.е. одетой в железные кольчуги или имевшие железные щиты (ковы). Вполне возможно, что именно в этом месте киевляне выставили свой охранный отряд воинов. Волок мог иметь стратегическое значение, как мост из Черниговского княжества в Землю вятичей,

С лесной речки Рессы, проложившей в древности свой путь через дебри Брынских необъятных лесов и начинается самый прямой путь из Десны в Оку. И вот севернее Серпейска при слиянии речушки Корны с Рессой стоит теперешнее село Корна. Быть может, именно здесь стоял древний городок Корьдно. Мимо этого селения и сквозь знаменитые Брынские леса проходил водный путь из Киева и Чернигова в Ростово-Муромский край. Когда богатырь Илья Муромец, рассказывает былина, стал расспрашивать сибирского царя о прямой дороге в Киев, сибирский царь поведал ему: "Прямая у нас дорога до Киеву на леса на Брынские". Из былины известно, что жители Чернигова говорили богатырю Илье Муромцу: "Не езди, добрый молодец, на Владимир дорогой прямоезжею, заколодило ту дорогу, залегли её река Смородина, болота да топи глубокие, и свил себе в тех краях гнездо Соловей-разбойиик Одихмантьев сын; зашипит по-змеиному, заревёт по-звериному - потеряешь ты напрасно свою буйную головушку: нет там доброму человеку ни проходу, ни проезду". Но не послушал их Илья и приехал в темные леса Брынские, видит перед собой девять дубов могучих, глушь, топь непроходимую; пусто всё кругом; бежит из этих страшных мест всякая тварь живая от злодея Соловья разбойника, что в дубах развесистых залёг, от людского глаза прячется... Владимиру Мономаху, владевшему обеими этими областями, важно было обеспечить себе свободный проход из одной земли в другую, иначе говоря, во что бы то ни стало завладеть этим водным путём.

Археолог Н.И. Булычёв установил местоположение другого древнего города вятичей - Обловь, назвав им район деревни Болва. что в верховьях реки Болвы. В своём романе "Память" Чивилихин писал: "Летом 1159 года киевский князь Изяслав, потерявший великокняжеский стол, захватил "вси вятичи" и их северный городок Обловь...". Вероятно, этот город стоял на самой границе земель вятичей и Смоленского княжества, населенного племенами кривичей.

На территории современного Юхновского района существовало два древних городка. Городок Дмитровец (Дмитров городок) стоял на правом берегу Угры недалеко от места впадения в неё реки Воря. Городок Опаков (Кудеяров Яр) находился недалеко от современной деревни Палатки, что на Угре. После Смуты начала XVII века эти городки превратились в сёла. Известны археологические памятники периода древней Руси (курганные могильники и городища) расположенные, на берегах Угры: у исчезнувшей деревни Ступино, у деревень Александровка, Городец, Чемоданово и у деревни Никола-Ленивец.

Процесс колонизации продолжался до момента окончательного раздробления Киевского государства на отдельные княжества. Затем территория современного Юхновского района стала пограничной для нескольких княжеств. Вначале это граница расселения племён, далее граница княжеств, затем граница двух государств, далее это грани двух губерний и, наконец, граница двух областей. На этих территориях осуществлялись взаимные набеги, шли порубежные войны. От которых, как известно, простым поселенцам бывает мало хорошего. Эти места каждый из соседей считает своими и в то же время опасается, что они могут быть легко отторгнуты. В силу такого положения вещей, а также из-за плохого плодородия почв эти места долго (вплоть до времён Петра I) оставались крайне малонаселёнными. Охотно селился здесь лишь разбойный люд.

Христианизация наших мест началась в ХII веке и связана с тем колонизационным движением, которое шло из Смоленской земли и Южного Поднепровья. О тесной связи территорий нынешнего Юхновского района со Смоленским и входившим в его состав Вяземским княжеством говорят и направления основных старинных трактов, проходящих по тем местам: Юхнов - Гжатск, Юхнов - Вязьма. Медынь - Гжатск, Медынь - Верея. Об этом же свидетельствуют и названия городов, имеющих западнославянские окончания: Можайск, Серенек, Серпейск, Козельск, Мосальск, Мещовск, Боровск. В ХII - XIII веках Смоленское княжество достигает вершины своего расцвета. Восточная его граница простирается до современной Калуги, среднего течения реки Протва, современного Боровска, Вереи, Можайска.

Вряд ли христианизация этих мест была полностью завершена до монголо-татарского нашествия. Существовали лишь отдельные форпосты христианства. Так, христианские храмы существовали в городах Козельске, Воротынске, Серпейске, Мосальске. Где-то недалеко от этих мест, в окрестностях города Серенска (ныне село в Мещовском районе) печально закончилась миссия Киево-Печерского священника святого Кукши, возможно, приглашённого в эти земли черниговским епископом Феоктистом (1113г. - 1143г.). Святой Кукша как известно, вместе со своим учеником Никоном попытку крещения местных язычников запечатлел мученической кончиной. По преданию, им отсекли головы за проповедь христианства.

По материалам книги "Из истории земель калужских" Ю.В. Фоменкова
Отдельное спасибо сайту: iznoski.3dn.ru

 Комментарии к статье

 Алена  [Asta65@ukr.net]

27.04.2013  

История Киевской Руси- империи, завоевавшей угро-финнские земли, а затем пришедшей в упадок и допустившей узурпацию свлего названия Русь этим же, но уже самостоятельным угро- финнским княжеством- это история Украины. Непонятно, почему историю этого УФ княжества и заселявшего его народа ( куда более организованного по природе своей, чем славяне, не положили в основу мифа, а присвоили ему чужую- украинскую...


 Добавьте свой комментарий

номер
   

Комментарии не должны содержать:

Разжигание межнациональной, межрасовой, межфорумской вражды, а так же уничижительное высказывание о других национальностях.

Переход на личности, неуважительное отношение, оскорбления в чужой адрес.

Размещение рекламы, а также информации, содержание которой сводится к пропаганде насилия.

 Прогноз погоды

Времена года


 Курс Центрального банка РФ
00:0000:00
$  Доллар США0.000.00
  Евро              0.000.00

    Неофициальный сайт города Юхнова
    www.yukhnov.xost.ru
  Aloyn Design 2010