Юхнов Юхнов .
 Главная     ·     Новости     ·     История     ·     Город сегодня     ·     Краеведенье 
       Справки     ·     Форум     ·     Объявления     ·     Статьи     ·     Фотографии 







Прогулка по старому городу
 Содержание

 ✓ Первые поселенцы

 ✓ XIII, XIV, XV века

 ✓ XVI, XVII, XVIII века

 ✓ Отечественная война 1812 года

 ✓ Девятнадцатый век

 ✓ Революции в России

 ✓ Первая половина XX века

 ✓ Великая Отечественная война

 ✓ Вторая половина XX века

 Шестнадцатый век
Царь
В 1513 году великий князь Московский
Василий III готовил в Боровске,
с 18 июля по 5 сентября.
"Большой полк" для похода на Смоленск.

В этом веке граница с Литвой неуклонно отодвигается на запад, а калужская земля попадает под высокую руку Москвы. У Д.М. Малинина читаем: "В 1508 году при Василии III по договору с Сигизмундом отошла и не присоединённая часть Калужской губернии к Москве, а отнятые ранее места утверждались за нею окончательно. В договорной грамоте сказано, что Сигизмунд за слугами Василия Ивановича - князьями Перемышльскими, Воротынскими, Мосальскими и другими, из поколения святого Михаила, признаёт все их вотчины и что он обязуется не вступать в Тарусу, Оболенск, Мосальск, Воротынск и в ГОРОД Любутск (ныне село вниз по Оке), и в Козельск, и в Людимеск (бывшее село Перемышльского уезда между Воротынском и Утешевом), и в Серенек и во все козельские, и в людемские, и в серенские места. Но этот договор еще не гарантировал спокойного существования упоминаемым волостям. Пограничная жизнь была полна беспрерывными ссорами и грабежами москвичей и литовцев: все были постоянно настороже, а города обратились в сильно укрепленные пункты". Именно с этого времени вся территория нынешнего Юхновского района входит в состав Московского государства.

В это же время у Московского государства появляется новый жестокий враг. При Иване III крымская орда была союзницей Москвы, а теперь направляемая Польшей совершает опустошительные периодические набеги. У того же автора читаем: "Крымские татары начинают беспокоить калужский край с 1512 года. Союзники Москвы при Иване III, они теперь меняют свою тактику и предпринимают ряд набегов на Московские пределы, в том числе и на Калугу с её уездами. Для защиты от крымцев через Калужскую губернию была проведена засека, тянущаяся вдоль юго-восточной и южной границы, почти до г. Жиздры, 193 версты. Засека называлась Лихвинской и Козельской и делилась на участки, называвшиеся по имени засечных ворот. Лихвинских засек было 7, а Козельских - 4. Лихвинская засека состояла из глубокого рва с крутой насыпью, по которой был Проведён палисад с бойницами, а далее путь был преграждён громадами порубленных и поваленных больших деревьев. Ворота же стояли на самой дороге к засеке они были укреплены башнями с бойницами для пушек и пищалей". К этому времени на территории Восточноевропейской равнины уже имелось достаточное количество грунтов0ых дорог.

В 1513 году великий князь Московский Василий III готовил в Боровске, с 18 июля по 5 сентября. "Большой полк" для похода на Смоленск. На Угре его армию пополнили полки Науруса и князя Михайло Ивановича Булгакова. Поход оказался удачным. Смоленск был присоединён к Московскому государств в 1514 году. Всё Поугорье переходит теперь под управление Москвы. В эти малонаселённые пограничные места начинают переселять людей из центральных волостей и их "...расставлять по берегу вверх, по Угре и вниз до устья по всем местам, где Пригожа". Из части территорий старинных волостей Ореховенской, Дмитровской, Вежеской были образованы более мелкие волости Воскресенская, Извольская, Морозовская, Коробовская (Рубихинская). Вновь приобретенная землица раздавалась в кормные поместья монастырям, знатным родовитым боярам и служилому дворянству.

Род потомственных дворян-воевод Коробовых, в кормлении которых в XVI веке, видимо, была Коробовская волость (тяготевшая в то время к Вязьме), известен с XV века. Основателем рода был Иван Ендегорев (Ендогуров) Короб - потомок тверских бояр. Его сын Андрей служил воеводой под началом Даниила Патрикеева-Щени в 1489-1499 гг. Потомок Андрея дворянин Василий Андреевич Коробов служил ближним человеком и воеводой при Василии III и Иване IV. В 1515 г. он ездил послом к Туркам в Константинополь. В 152-ом. был третьим воеводой в Кашире, когда "царь крымский Магмед-Гирей реку Оку перелез", после чего ему пришлось прослужить несколько лет воеводой на Угре. Сын Василия - Василий Васильевич Коробов служил воеводой по разным городам России, в том числе в Ржеве и Вязьме.

Известен в Калужском крае и род Коробьиных происходивший от бояр рязанских. Коробьины - дворянский род, который вёл своё начало от татарина Кичибея (в крещении Василия), выехавшего из Большой Орды к великому князю Рязанскому Федору Олеговичу (1402-1427), у которого он служил боярином. Его сын Иван Васильевич тоже рязанский боярин имел прозвище "Коробья" и стал родоначальником Коробьиных. Коробья - это известная с XV в. новгородская хлебная мера.

Иван Грозный в 60-х годах лично приезжал проверять засечную полосу и остался недоволен её состоянием. Большая часть этой окраинной территории была причислена Грозным к опричнине. В опричнину входили в частности Вязьма с волостями, Опаков на Угре, Медынь, Ярославец, Вышегород на Протве. В конце XVII века были ещё целы ворота, но в настоящее время только в некоторых местах можно видеть остатки рва. Военный характер Калужских городов налагал свою печать на жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. К тому же Иван IV Грозный не мешал уходить на эту "украйну" преступникам, беглым холопам и вообще "ворам", по терминологии того времени. Вероятно, в том числе и сюда посылали того, кого решали "загнать за Можай". Иван Грозный приобрёл себе Боровск. В Пафнутьевом монастыре он построил охотничий дворец и приезжал сюда на охоту, в богатые дичью окрестные леса. Существует легенда о том, что во время этих наездов он любил развлекаться, издеваясь над кошками. Монахи по его приказу собирали отовсюду этих несчастных животных и сбрасывали их с колокольни. а царь дивился, что они умудряются упасть на лапы и не разбиваются насмерть, а расползаются на отбитых лапах и на животе. Богобоязненный сын Грозного царь Фёдор Иоаннович очень любил Боровск. Здесь, в Пафнутьевом монастыре, он проводил много времени в посту и молитве. В 1595 году, после пожара в Москве ему приходит мысль перенести столицу из Москвы в Боровск. Однако боярская дума и ближнее окружение отговаривают царя.

Полет на шабаш
Рассказывают также, что на Лысой горе
живёт страшная ведьма, и к ней-то в
известную пору года обязаны являться
все чародейки.

В "Летописи Калужской" В. Ханыкова говорится: "том же 1596 году Мещовского уезда, в поместье дьяка Щелкалова, установлены торги, т.е. ярмарка". Между тем в XVI веке происходят события, которые являются весьма значительными для нынешнего Юхновского района. В это время основывается в здешних местах мужской монастырь, который впоследствии (по восстановлению после смуты) освещен во имя иконы Казанской божьей Матери. Именно этот монастырь явился как бы центром кристаллизации, из которого сформировался впоследствии районный центр город Юхнов. Когда основан этот монастырь, точно неизвестно - то ли до взятия Казани, то ли после? Возможно, его основали опричники Ивана Грозного, юродствуя в нём по примеру своего верховного предводителя, но он мог быть основан и после присоединения Смоленска в 1514г. с целью колонизации этих земель. Не исключено, что монастырь был основан на месте, где местное население издревле совершало свои культовые обряды. Он, похоже, должен был играть в основном миссионерскую роль: нести в эти, тогда ещё дикие места свет христианства, объединять вокруг себя редкое население и организовывать хозяйственную деятельность, но и сторожевые функции ещё некоторое время оставались в его ведении. С миссионерской ролью, во всяком случае, он успешно справился к концу XVIII века, когда на рассматриваемой территории уже было большое количество церквей и жителей, организованных по приходам и волостям. Мужской монастырь Казанской Божьей Матери с Юхновской подмонастырской слободой стоял на правом берегу реки Угры в месте впадения в неё небольшой речки Куновы. В древности его постройки были деревянными, а в середине XVIII века были перестроены из кирпича. В работе краеведа В.Е. Маслова "Юхнов. Краеведческий очерк" читаем: "Легенда рассказывает, что на берегу Угры жил некий Юхна, беглый холоп бояр Городенских. Отряд Юхны скрывался в лесах, нападая на обозы и караваны судов, плывших по Угре. Не исключено, что Юхна действовал и под именем Кудеяра. У города Опаков (село Палатки) сохранился холм, который и поныне называется Кудеяров Яр". Эта же легенда гласит, что со временем Юхна раскаялся и на все награбленные деньги основал монастырь. Она не является в своем роде оригинальной. Подобная же легенда существует и о монастыре в Оптине, которая повествует о том, что монастырь был основан предводителем шайки лесных разбойников Оптой, принявшем при пострижении в иночество имя Макария. Эти легенды могли в какой-то мере соответствовать действительности, могли и придумываться в церковных кругах, с целью подвигнуть на путь раскаяния других разбойников. Но в любом случае они свидетельствуют о том, что недостатка разбойников здесь не было. На речке Кунова монахи построили водяную мельницу, которая просуществовала вплоть до Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. И сегодня ещё на берегу Угры можно видеть остатки кирпичной монастырской стены и келейного корпуса. Возможно, тек же, что монастырь возник из небольшого пограничного форпоста Великого Княжества Литовского, который существовал на этом месте в XV веке. Юхна вполне мог быть мелким татарским князьком, состоящим в замковом штате и нёсшим со своим отрядом приграничную службу. Для честного местного населения эти приграничные литовские татары были наверняка самыми настоящими разбойниками.

Приблизительно в это же время основывается и Шатрищегорский мужской монастырь. Он стоял на высоком холме примерно в двух километрах от современного села Износки, Его постройки были из дерева. На южном склоне холма находился большой яблоневый сад. У подножия были посажены зимние сорта, выше - летние, холм, который издревле называли Шатрица, Шатрище, является почти самой высокой точкой Калужской области. Его высота 278 метров над уровнем моря. Выше её только Зайцева гора - 279 м. В XV веке здесь тоже наверняка был пограничный пост. Интересно было бы выяснить происхождение названия того холма. Возможно, название произошло от слова "шатёр", и дали его люди, знакомые с жизнью татар. Таких людей в этих местах в XVI веке было, безусловно, достаточно. Но, не исключено, что название этого холма более древнее и восходит к тем временам, когда получили свои наименования реки Ура, Воря и т.д. В этом случае корни этого слова нужно искать в древне-литовском языке, поскольку, как известно, в глубокой древности здесь жило литовское племя голядь. У Афанасьева в книге "древо жизни" (статья "Ведуны, ведьмы. упыри и оборотни) читаем: "Рассказывают также, что на Лысой горе живёт страшная ведьма, и к ней-то в известную пору года обязаны являться все чародейки. По литовскому преданию, на горе Шатрие угощает чародеек их главная повелительница". Можно предположить, что в древности холм назывался Шатрие, а затем этот баптизм ославянился и трансформировался в Шатер-Гора, Шатрица, и, наконец, в Шатрище.

По материалам книги "Из истории земель калужских" Ю.В. Фоменкова
Отдельное спасибо сайту: iznoski.3dn.ru

 Комментарии к статье


 Добавьте свой комментарий

номер
   

Комментарии не должны содержать:

Разжигание межнациональной, межрасовой, межфорумской вражды, а так же уничижительное высказывание о других национальностях.

Переход на личности, неуважительное отношение, оскорбления в чужой адрес.

Размещение рекламы, а также информации, содержание которой сводится к пропаганде насилия.

 Прогноз погоды

Времена года


 Курс Центрального банка РФ
00:0000:00
$  Доллар США0.000.00
  Евро              0.000.00

    Неофициальный сайт города Юхнова
    www.yukhnov.xost.ru
  Aloyn Design 2010