Юхнов Юхнов .
 Главная     ·     Новости     ·     История     ·     Город сегодня     ·     Краеведенье 
       Справки     ·     Форум     ·     Объявления     ·     Статьи     ·     Фотографии 







Прогулка по старому городу
 Содержание

 ✓ Первые поселенцы

 ✓ XIII, XIV, XV века

 ✓ XVI, XVII, XVIII века

 ✓ Отечественная война 1812 года

 ✓ Девятнадцатый век

 ✓ Революции в России

 ✓ Первая половина XX века

 ✓ Великая Отечественная война

 ✓ Вторая половина XX века

 В годы Первой русской революции
первая русская революция
Активизация политических партий и первая
русская революция 1905-1907 гг.

В последней четверти XIX столетия в России началось бурное развитие капитализма. В Юхнове появились мелкие промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. К началу XX века в городе уже действовали 3 льномяльных завода, 12 кузниц, типография с переплетной, виноочистительный завод, 2 водяные мельницы и ремесленные мастерские. А в волостях появились картофелетерочные заводы, сыроварни, маслобойни, шерсточески, вальни, красильни, паровые, ветряные и водяные мельницы, крупорушки. На них работаю свыше тысячи человек. Развивающаяся крупная капиталистическая промышленность, строительство железных дорог и угольных шахт потребовали много дешевых рабочих рук, квалифицированных землекопов.

В Юхнов приезжали вербовщики, устраивали сделки с "миром" (крестьянскими общинами), уездным начальством, помещиками. Нанятых людей объединяли в артели, и Юхновские землекопы на все лето уезжали к местам строек: далеко на юг - под Одессу, на запад - в Польшу, на восток - в Сибирь, на север - в Архангельск. К концу 80-х годов XIX века в отход уезжало 36,7 процента мужчин, проживавших в уезде. Многие из них могли бы так и остаться в городе, но вынуждены были приезжать в деревни, чтобы уплатить оброк, погасить выкупные платежи, получить новые паспорта, которые, как правило, выдавались с разрешения общины на один сезон, и выполнить натуральные повинности. Так, сельская община, у власти в которой стояли кулаки, в цепких руках держала бедноту, безжалостно эксплуатируя ее. Но отходничество расшатывало устои общины. К началу XX века процесс отходничества усилился. Из Слободской, Бутурлинской, Климовской, Рубихинской и Пососенской волостей выезжали на заработок более половины мужского населения, из Мочаловской, Краснинской, Рупосовской - от 46,9 до 49,6 процента. "Есть волости, в которых почти все мужское население оставляет с весны свои дела, семейства и отправляется на работу до 1 ноября, и положение населения этих волостей служит прямым доказательством, что экономическая необеспеченность побуждает отправляться в отхожие промыслы. Можно безошибочно сказать, что эти волости находятся в самом неудовлетворительном экономическом положении.

Благодаря трудам Юхновских землекопов много выстроено железных дорог и других сооружений, их руками многие подрядчики составили громадные состояния, но для массы населения этот заработок ложится тяжело на здоровье... и, давая временное средство на прокормление семьи, не всегда спасает от нищеты", - писал Д.Н. Жбанков в книге "Отхожие промыслы в Смоленской губернии в 1892-1895 гг." Уезжая, отходники оставляли женщин, стариков и детей, на плечи которых ложились все тяготы крестьянского труда. Им приходилось занимать у купцов деньги на хлеб, на уплату весенних сборов, на покупку семян. Деньги давались с условием: должник - хозяин двора - будет высылать деньги семье через кредитора. Грабили крестьян так называемые прасолы - мелкие торговцы. Они ездили по деревням, скупали сельскохозяйственные продукты, а взамен давали мелкий инвентарь: серпы, косы, железо на починку телег, сох и борон. Нередко весной прасол давал весь товар в долг, а осенью получал плату зерном, льноволокном, пенькой. При этом крестьянин обязан был отдавать все "с походом", то есть с процентами: на пуд продаваемого волокна накидываюсь 5 фунтов, меру зерна насыпали с верхом. Прасол был тесно связан с кулаками, податными инспекторами, помещиками и облегчат им сбор налогов.

Работая в промышленных центрах страны, общаясь с рабочими, "сезонники" лучше, чем оседлое население, воспринимали революционные идеи, приобретали навыки борьбы с хозяевами. Нередко отходники, опираясь на опыт борьбы промышленных рабочих с хозяевами, помогали распространять нелегальную литературу. Так, в 1902 году "у крестьянина И.П. Преснякова, работавшего на бумажной фабрике Юсупова в Юхновском уезде", "была отобрана революционная литература, в том числе "Новый фабричный закон" и "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах", написанные В.И. Лениным".

Отходничество сыграло в уезде определенную роль в период революционного движения 1905-1907 годов. Прежде всего, изменился характер выступлений крестьян. Они уже не писали жалобы, не ходили на поклон к губернаторам, а на месте решали дела о сенокосах, о земле, о лесе, о хлебе. Но действовали разрозненно. В некоторых деревнях распространились прокламации, которые местная власть оценивала как "преступные". Например, в апреле 1905 года подобные прокламации были обнаружены в селе Власово. Исправник Сорокин доносил своему начальству, что их, видимо, "привезли из Петербурга крестьяне деревни Медведеве И.А. Кулешов с женой, его брат Яков Кулешов, Аристарх Карпов и Дмитрий Дементьев с женой".

10 ноября 3 деревни Кикинской волости заявили на сходе об отказе платить выкупные и продовольственные налоги. Сходки следовали одна за другой. 14 ноября крестьяне деревень Пушкина Гора и Овчинниково Крутовской волости в своем постановлении записали: "Мы теперь переживаем страшное время на Руси: по всей нашей родине льется ни в чем не повинная горячая кровь, слышны стоны и плач избитых, израненных и ограбленных правительственными опричниками: казаками, полицией и черносотенцами; слышны стоны борцов за свободу, находящихся в тюрьмах и ссылке; слышны стоны голодающих и умирающих с голоду; слышны стоны нашей многострадальной армии, оставленной нашим кровавым правительством на произвол; умирают от болезней, холода и голода; а здесь, на родине, напрасно заставили страдать жен и детей запасных. Доколе мы все это будем терпеть? И когда этому будет конец? Но его им добровольно не дают и не дадут, мы должны его взять сами; мы должны неустанно бороться против сказанного зла и словом и делом". На сходе крестьяне постановили создать "Юхновский союз" и избрать 5 человек для управления им. Характерно, что письменные постановления сходок скреплялись печатью старосты и подписями всех присутствующих.

Зимой связь крестьян с промышленными центрами была слабее, но полностью она не прерывалась. Крестьяне распространяли среди односельчан присылаемые из города листовки. Так, Прасковья Петровна Соколова из деревни Сергейкино Кикинской волости раздавала прокламации, привезенные ею от сына, работавшего в городе. В самом Юхнове некоторые жители получали газету "Новая жизнь". Хотя в революции 1905 года крестьяне не проявили особую активность, их выступления против помещиков были весьма чувствительными. Не случайно Указом от 1 января 1907 года царское правительство было вынуждено списать задолженность по окладным платежам.

Первая русская революция, тем не менее, потерпела поражение. Наступил мрачный период столыпинщины, и положение крестьян заметно ухудшилось. Голод снова погнал бедноту в отход. На земляные работы теперь уходили не только мужчины, но также женщины и подростки. "Летом Юхновские деревни чрезвычайно пустынные, безлюдные, как бы вымершие от холеры, производят гнетущее, удручающее впечатление. Отлив мужицких рабочих рук на сторону в связи с чрезвычайным дроблением крестьянских наделов... сократил до жалкого минимума процент самостоятельных, "крепких и сильных" в сельскохозяйственном отношении, крестьянских дворов, уж справедливо сложилась про Юхновцев поговорка: "У нашего Петрака было два батрака, а нынче Петрак и сам батрак". Не лучше жилось и трудовому населению города. В 1907 году численность жителей в Юхнове чуть превышала 3 тысячи человек. 21 процент мещан был освобожден от уплаты налогов в городской бюджет, так как все равно не могли выплатить даже по 2 рубля в год. Немало мещан числилось задолжниками по 20 лет.

Юхнов представлял собой типичное уездное захолустье. Городское управление не заботилось о его благоустройстве. Воду для питья люди брали из загрязненного пруда. Окраинные улицы утопали в грязи и по ночам погружались в кромешную тьму; лишь по воскресеньям в центре города зажигались фонари. Среди городских властей процветали взяточничество и казнокрадство. В 1890 году городской глава Уклонений похитил 9 тысяч рублей и не был даже наказан, так как уворованные им деньги постепенно погашались из городского бюджета. Началась империалистическая война. На фронт забрали почти всех мужчин. Экономическое положение Юхновских крестьян стало невыносимым. К 1917 году на крестьянскую душу приходилось всего по 0,67 десятины пахотной земли, тогда как у каждого землевладельца было в среднем по 1350 десятин. Князю Юсупову принадлежало только в Юхновском уезде 5 тысяч десятин пашни, сенокосов, пастбищ и лесов.

Накануне Февральской революции 1917 года за Юхновскими крестьянами опять числилась задолженность на сумму более 100 тысяч рублей. Обездоленный народ поднимался на борьбу с помещиками, все более широкое распространение и признание находили у него большевистские лозунги.

По материалам книги "Город в золоте сосен" В.Е. Маслова
Отдельное спасибо сайту: ugra.alexandrovi.ru

 Комментарии к статье


 Добавьте свой комментарий

номер
   

Комментарии не должны содержать:

Разжигание межнациональной, межрасовой, межфорумской вражды, а так же уничижительное высказывание о других национальностях.

Переход на личности, неуважительное отношение, оскорбления в чужой адрес.

Размещение рекламы, а также информации, содержание которой сводится к пропаганде насилия.

 Прогноз погоды

Времена года


 Курс Центрального банка РФ
00:0000:00
$  Доллар США0.000.00
  Евро              0.000.00

    Неофициальный сайт города Юхнова
    www.yukhnov.xost.ru
  Aloyn Design 2010